Порт Черноморска: история создания, этапы развития и современные перспективы

Краткая история строительства и развития порта «Черноморск». Инвестиционные и реализованные проекты

Краткая история строительства и развития порта «Черноморск». Инвестиционные и реализованные проекты

Сегодня Черноморский морской торговый порт (МТП «Черноморск») – это один из флагманов отечественной перевалки импортных и экспортных грузов. Одесситам он также знаком как градообразующее предприятие, от которого берет свои истоки один из значимых промышленных городов области. Нынешний Черноморск (ранее Ильичевск) обязан своему порту как фундаменту и главному источнику благополучия своих жителей. Город не просто так года от года активно застраивается современными ЖК и наращивает социальную инфраструктуру. Прогрессивную роль в его развитии еще долго будет играть порт.

Краткая история строительства и развития порта «Черноморск»

Отправной точкой создания полноценного торгового порта, а впоследствии и города, послужил декрет советского правительства от 1949 г. Данным постановлением утверждался план строительства на правом берегу устья Сухого лимана судостроительного завода и близлежащего поселка для рабочих. Впоследствии Овидиопольский райисполком выделил земли под строительство промышленного объекта и рабочего городка. Уже в 1952 г. населенный пункт обретает официальное название «Ильичевск».

Ранние годы: старт строительства порта и ввод в эксплуатацию

Подготовка к вводу в эксплуатацию первых грузовых терминалов морского порта были начаты в Ильичевске в 1956 г. На тот момент руководство Советского Союза и УССР делало ставку на обеспечение стабильной внешней торговли. Решающая роль в реализации экспортной продукции добывающей промышленности, металлургии и сельского хозяйства отводилась именно морским грузоперевозкам.
После подготовки и согласования проектной документации прямым указом главы Черноморского морского пароходства от 25 октября 1957 г. было инициировано строительство порта в устье Сухого лимана. Указ закреплял порядок формирования и координации основных структурных подразделений будущего комплекса. Помимо этого служил отправной точкой в формировании штатного расписания и закладывал основу для разработки первого плана перевалки на следующий год.
Ключевыми этапами строительства стали:
  • Декабрь 1957 г. Срез песчаной косы Сухого лимана для соединения с морем.
  • Лето 1958 г. Завершение обустройства первых 336 м причальной кромки, установка 6 портальных кранов.
  • Август 1958 г. Швартовка первого судна, теплохода «Украина», под погрузочно-разгрузочные работы.

Развитие порта в 1960-е годы
Razvitie porta v 1960-e gody

Уже второе полугодие 1958-го года ознаменовалось ощутимыми результатами. Порт Черноморска (тогда еще Ильичевска) за этот короткий промежуток времени успел обработать 335 тыс. т. груза. В основной массе это были сыпучие материалы, сгружаемые навалом:
  • сухие стройматериалы (песок, галька, щебень, цемент);
  • лес-кругляк;
  • каменный уголь.
Буквально через год, в 1960-м итоговый тоннаж обработанных грузов составил 2.6 млн. т. Вскоре, в январе 1961-го за транспортным узлом закрепляется название «Ильичевск» и ранг торгового порта 1-й категории. К середине 1967-го года с учетом роста товарооборота предприятие было отнесено к портам высшей категории.
Вторая половина 60-х ознаменовалась ростом не только объемов, но и номенклатуры обрабатываемых грузов. Кроме сырьевого экспорта отечественные суда начали активно поставлять заграницу оборудование и станки, автомашины, спецтехнику для строительства и аграрной промышленности. В числе импортных поставок значились грузы такой ценной продукции как джутовое волокно, одежда, обувь, специи, каустическая сода, хлопок, кофе и чай.

Период функционирования Ильичевского порта в 1970-ые

Спустя чуть более десяти лет с момента основания порт г. Ильичевск претерпевает серьезную модернизацию. В 1972-м году запускают первую автоматизированную систему оборудованием порта. Следом за ней, в 1976-м приходит время очередного нововведения – начинает работу первый контейнерный терминал, рассчитанный на обработку до 120 тыс. контейнеров в год.
В октябре 1978-го порт начинает обслуживать грузовые паромные перевозки: запускается рейс международной переправы «Ильичевск – Варна». На нем одновременно курсировали до 4-х паромов, на которых в общей массе размещались до 108 ж/д вагонов. Эффективная пропускная способность данной переправы позволяла перевозить до 6 млн. т груза ежегодно.

Позднесоветский период в истории грузового порта Черноморска

Pozdnesovetskij period v istorii gruzovogo porta Chernomorska
Ранние 80-ые ознаменовались для портового оператора запуском единственного на тот момент в УССР комплекса для стафировки суден класса РО-РО. Паромы РО-РО или как их называют сейчас роллкеры – класс грузовых кораблей, рассчитанных на транспортировку груза внушительных габаритов. Загрузка трюмов в них выполняется горизонтально. Роллкерами перевозят главным образом машины и промышленное оборудование: спецтехника, пассажирский автотранспорт, ж/д вагоны и т.д.

Погрузочная площадка Ильичевского порта для работы с роллкерами на момент ввода в эксплуатацию была оборудована причалом длиной 280 м. Дополнительно был предусмотрен склад, способный разместить до 5000 единиц автомобильной техники.
Позднее, в 1987-ом на территории порта открывается внутренняя база для ремонта морских контейнеров. Одновременно была организована реконструкция причалов №1, 2 вместе со связанными с ними технологическими и складскими площадками. Целью реконструкции был ввод в эксплуатацию новейшего терминала для работы с 20-ти футовыми TEU-контейнерами. Плановая пропускная способность терминала должна была обеспечить перевалку до 300 тыс. контейнеров в год.

Порт Черноморска в 90-ые годы и первые годы независимой Украины

Экономическая рецессия начала 90-х замедлила реализацию намеченных планов по обустройству контейнерного терминала, но не отменила её. В сентябре 1995-го г. первая очередь новой производственной площадки была сдана в эксплуатацию. На тот момент контейнерный терминал обслуживали 2 причальных и 3 тыловых перегружателей с грузоподъемностью 45 т.
Не менее эффективно развивалось направление паромных перевозок и перевалки зерна. В 1996 г. запускается линия переправы по направлению «Ильичевск – Поти». В следующем 1997 году порт «Черноморск» запустил один из первых проектов, реализованных за счет частных инвестиций. Им стал комплекс по зерновой терминал, рассчитанный на обработку до 2,5 млн. т груза в год.
Своевременным и результативным оказался проект, направленный на обеспечение перевалки генеральных грузов минеральных удобрений. Отдельный терминал для работ с ними построили в начале 1998-го года. Первоначальная производительность комплекса составляла 1,3 млн. т минудобрений в год. В дальнейшем портовикам удалось вывести терминал на показатель 2,5 млн. т за счет модернизации в 2000 году.
Важным аспектом, расширившим функциональные возможности Ильичевского порта, стало завершение строительства причала №29 для перевалки сжиженного газа в январе 2002 г. Попутно в том же году удалось расширить пропускную способность зернового терминала, достроив его вторую очередь. В итоге порт смог расширить перевалку злаков и семян до 5 млн. т в год.
По состоянию на начало 2021 год МТП «Черноморск» обработал на своих причалах порядка 24 млн. т полезных грузов. В том числе:
  • 13,33 млн. т зерновых
  • 1,43 млн. т наливных (включая 1,33 млн. т растительных масел);
  • 4,47 млн. т товарно-штучных.

Инвестиционные проекты, реализованные в последние годы

Весомым фактором, поддерживающим эффективные показатели и высокие промышленные стандарты порта г. Черноморск в течение 30-ти лет независимости Украины, были и остаются инвестиции от частного бизнеса. Всего за указанный период на инфраструктурное развитие, модернизацию технической базы и дноуглубительные работы МТП «Черноморск» было направлено несколько сотен миллионов долларов.
В качестве наглядных примеров государственно-частного партнерства (ГЧП) стоит упомянуть базирующиеся в Ильичевском порту терминалы Risoil и «Трансгрейнтерминал». Из числа значимых инфраструктурных проектов последнего времени – комплекс мероприятий по углублению дна операционной акватории и её проходного канала.

Risoil – комбинированный элеваторный терминал

Risoil – kombinirovannyj elevatornyj terminal
Данный объект входит в агропромышленную группу RISOIL S.A., базирующуюся в Швейцарии. Первые работы по строительству технологического парка были начаты в июне 2014 года. С 2016 года компания ввела в эксплуатацию первую очередь зернового терминала и резервуарный парк под хранение и перевалку растительных масел.
Общий грузопоток предприятия за 2020-й год составил 234 тыс. т. Руководство Risoil ставит стратегическую задачу в виде ежегодной перевалки около 2 млн. т зерновых и 1,5 млн. т наливных грузов. В настоящее время на комплексе устанавливается новое насосное и компрессорное оборудование для работы с маслом. В 2019-м году компания достроила 8 новых силосных хранилищ, создав резерв для временного хранения 150 тыс. м3 зерна.
В мае 2020-го года Рисойл выкупили мощности ООО «Боконти Украина» для морской перевалки руды в порту «Черноморск». В данный момент специалисты компании активно развивают новое для себя направление грузоперевозки. Менеджеры «Risoil Руда» рассматривают ближайшие планы развития экспорта/импорта рудных материалов. Прогнозируемый объем перевалки может составить 3 млн. т в год в ближайшей перспективе.

Строительство дополнительного зернового терминала «Кернел» (2016–2020 гг.)

Из наиболее актуальных проектов в рамках ГЧП стоит отметить план агрохолдинга «Кернел» по возведению нового зернового терминала на территории порта «Черноморск». Речь идет об объекте «Трансгрейнтерминал», который дополнит перевалочные мощности существующего зернового комплекса «Трансбалкертерминал». Согласно стратегии компании за счет запуска «Трансгрейнтерминала» суммарные объемы перевалки достигнут показателя 8.8 млн. т зерновых в год.
Проект предусматривает параллельную работу в 2 направлениях. АМПУ займется дноуглублением части акватории порта, примыкающей к линии причалов №14-17 на глубину до 14-15 м. Работы по строительству рабочих площадок и складских комплексов остаются за холдингом «Кернел». При этом стоимость капитальных вложений со стороны АМПУ составит 230 млн. грн, а со стороны инвестора – примерно 3 млрд. грн. Ожидается, что запуск данного зернового терминала в порту «Черноморск» создаст 250 новых рабочих мест.

Проект по углублению дна акватории Черноморского порта

Старт этому масштабному проекту был дан 8 августа 2018 г. Договор о проведении работ подписывали официальные лица АМПУ совместно с представителями китайской компании CHEC в мае 2018-го года. Согласно ему подрядчик из Китая обязался углубить проход в районе канала, соединяющего гавань с морем, а также операционную акваторию 1-го ковша Сухого лимана.
По состоянию на 19 июня 2019-го года работы по углублению дна завершены. Теперь МТП «Черноморск» может принимать грузовые корабли с усадкой до 14,5 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн. Помимо этого в акваторию могут заходить и становиться под выгрузку контейнеровозы, несущие до 8 тыс. единиц TEU.

Текущая инфраструктура для перевалки грузов в порту Черноморска

Черноморский морской торговый порт сейчас – это активно развивающийся и расширяющийся промышленный объект. С суммарной протяженностью береговой линии в 6 км его причалы принимают в среднем около сотни торговых кораблей ежемесячно. На территории порта размещена сложная система объектов внутренней инфраструктуры. В неё входят:
  1. Береговые причальные перегружатели, портальные и плавучие краны. Последние используются для манипуляций с крупногабаритными грузами весом до 400 т.
  2. Зоны, оборудованные под временные склады. Площадь внутренних открытых складских площадок составляет 575 тыс. м2, закрытых – 27 тыс. м2
  3. Подъездных путей для ж/д и автотранспорта. В порту насчитывается 5 проходных для въезда автомашин и 6 железнодорожных. Ж/д пути на территории порта позволяют размещать до 1300 вагонов в сутки для грузовых операций.
  4. Путепроводы и продуктопроводы. На Черноморском топливном терминале проложены линии для приема и отгрузки на танкеры товарной нефти, мазута и светлых нефтепродуктов. Комплекс по перевалке сжиженных газов обслуживает трубопроводы для перекачки жидких пропана, бутана и их смеси.
  5. Административные, производственные и бытовые здания структурных подразделений порта.
В структуру порта входят технические мощности более 10 частных компаний-стивидоров. К ним относится и перевалочный комплекс «ФОРВАРД»» от ООО «ТЕК-ТРАНС ГРУП». История нашего успеха неразрывно связана с развитием МТП «Черноморск». И мы рады быть частью современной истории этого выдающегося промышленного гиганта на территории Причерноморья.
Остались
вопросы?

Партнеры