Древесина в форме пиломатериалов и необработанного леса-кругляка составляет не самую крупную, но вполне ощутимую часть украинского экспорта. По итогам 2019 года экспорт обработанной древесины составил 437,8 млн. дол, т.е. 8,7% от общей суммы экспортируемых товаров.Детальная информация о специфике перевалки пиломатериалов в морских портах. Отличия способов хранения и стафировки.
Наравне с автомобильными и ж/д поставками древесиной продукции в страны ЕС и в частности Польшу, трейдеры и владельцы лесозаготовительных предприятий заинтересованы в морской логистике. С учетом повышения объемов внешней торговли со странами Востока и Средиземноморья перевалка пиломатериалов в порту в Украине будет играть все более весомую роль в развитии.
Сейчас основные потребители продукции украинских лесозаготовительных промыслов из дальнего зарубежья – это Китай, Египет и Индия. После Польши Италия является 2-м импортером в Европе по объемам покупки украинских древесных полуфабрикатов. Следом за ней идет Чехия.
В чем специфика перевалки пиломатериалов в морских портах
Хранение на промежуточных складах и во время грузоперевозок должно обеспечить защиту пиломатериалов от:
- биокоррозии и повреждения насекомыми;
- нежелательных перепадов температуры и влажности;
- абсорбции (поглощения) токсичных веществ;
- повреждения от высоких температур, синтетических масел и других агрессивных веществ.
Отличия способов хранения и стафировки
Наравне со штабелированием в коммерческом судоходстве практикуется размещение груза мерных пиломатериалов в контейнерах. Контейнерные перевозки используются для наиболее организованного тарирования и лучшей сохранности таких погонных изделий как палубная доска, вагонка, брус и балка. Среднегодовые объемы перевалки пиломатериалов из Украины в Китай − от 4 до 22 сорокафутовых контейнеров в месяц.Способ хранения обработанных погонных изделий из древесины в контейнерах обычно используется для твердолиственных пород, таких как ясень, дуб, бук. Эти сорта дерева довольно дорогостоящие, поэтому хранение в трюмах и под защитными тентами нежелательно. Оно может снизить их товарные качества. Изолированные контейнеры обеспечивают оптимальные условия хранения деревянных полуфабрикатов в условиях длительных перевозок, которые могут продолжаться до месяца и более.
Складирование в форме штабелей, стянутых строповочной лентой и накрытых водонепроницаемыми тентами, подходит для хвойных пиломатериалов. Изделия из сосны, пихты, кедра и ели менее подвержены порче грибками и плесенью при повышенной влажности из-за высокого содержания эфирных масел.
Фумигация – обязательный этап при подготовке груза к перевалке

Главное отличие погрузки обработанной древесины по сравнению с перевалкой других строительных материалов в порту – это фумигация перед отправкой. Обработка груза пиломатериалов фунгицидами и инсектицидами обычно возложена на стивидорную компанию и ответственного за переправляемую партию портового экспедитора.
Т.к. при сооружении штабелей используются рядные прокладки между отдельными частями груза, каждая стопка древесных плит, досок или брусьев обрабатывается со всех сторон. Особое внимание уделяется торцевым сторонам. Торцевые трещины сильнее всего повышают риск глубокого поражения древесины синевой и плесенью.
Для глубокого проникновения фунгицидного раствора в тело полуфабрикатов их окунают в антисептические ванны и выдерживают около минуты. Так принято защищать изделия с массивным сечением (от 150 х150 мм до 500х500 мм). Для планок, вагонки и невысоких досок фунгицидный состав принято наносить распылением. Пакеты после антисептической обработки обычно проветриваются не менее 2 суток.